ИСТОРИЯ ПОРОДЫ БОРДОСКИЙ ДОГ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
из книги Е. И. ШИШКИНОЙ "В объективе бордоский дог"
Бордоский дог - французская порода. Он относится к мастифам и, учитывая ареал возникновения, его нередко называют французским мастифом. Мастифы являются потомками огромных собак, которых древние авторы называли молоссами, как предполагается, по месту их первоначального обитания в древнем небольшом государстве Молоссия, находившемся в районе расположения современной Албании.
О молоссах Франции, т.н.аквитанских догах, мы впервые узнаем благодаря "Книге об охоте" писателя Гаса де ля Бигня (Гастона Фебюса, графа де Фуа), который жил в XIV столетии. Он пишет, что название veltres или vautres применялось и к борзым и к травильным собакам, которые были метисами молоссов и брудастых борзых и назывались аланами. Эти аланы делились на три породы: alan gentil, alan vautre и alan de boucherie.
Первые были борзыми с тяжелой головой, вторые были в три раза сильнее первых и соответствовали более поздним levriers doguistes, имели желтый с темным оттенком или серый с черными полосами окрас, что доказывало примесь молоссов, обладали большими головами, отвисшими губами и ушами и использовались по кабану и медведю, третьи были истинно травильными собаками типа бульдогов и считались собаками мясников. Слово votre использовалось для обозначения всех собак тяжелых пород.
Французское слово votre и тем более древнее слово alan позднее было вытеснено английским синонимом мастиф, он же дог. Оба эти слова подразумевали одно и то же, а именно, крепкую, тяжелую, с большой головой, широкой челюстью, сырую собаку, предназначенную для травли и охраны. Можно предполагать, что к французским мастифам еще в средние века подмешивали английских мастифов, поскольку достоверно известно, что в 1572 году английская королева Елизавета подарила французам большое количество мастифов.
Древние авторы все же считают бордоского дога прямым потомком догов Аквитании, которая являлась одной из четырех галльских провинций, где проживали иберы. Горные изолированные районы и предгорья Аквитании, где французские доги всегда были многочисленны, способствовали сохранению французских мастифов в относительной чистоте. Именно поэтому старинных французских мастифов называли аквитанскими догами - утверждает немецкий автор Мария Пуфаль.
В результате революции 1789 года многие собаки были убиты вместе с хозяевами, т.к. считались символом имущих классов. Часть поголовья увозилась за границу эмигрантами. Оставшиеся собаки быстро смешивались с другими породами.
Благодаря тому, что вплоть до первой мировой войны в южной Франции доги использовались для боев, французские мастифы сохранили себе жизнь. Хотя уже к концу XIX века они стали большой редкостью и, по утверждению доктора Щанка (1896 г.), сохранились лишь в Пиринейских провинциях, на границе с Испанией.
Исследователь Бекман считает, что новая порода французских мастифов уже не имеет отношения к древности и возникла позднее. Однако он же утверждает, что остатки "старых" мастифов удержались в южной Франции, в области города Бордо под названием Dogue du midi.
Французские мастифы издревле считались мясницкой собакой. Их впрягали в тележки с мясными тушами в качестве тягловых животных. Кроме того, они умели справляться с быками, медведями, волками, что являлось одновременно их славой и несчастьем. Считалось, что собаки были до такой степени дикими, что полиция предписывала их владельцам крепко привязывать их и надевать на них намордники. Репутация кровожадных тварей дала нарицательное прозвище злому человеку. Французы говорят про таких: "У него нрав бордоского дога".
Собственно говоря, история современного бордоского дога началась в 1863 году после первой выставки собак в Париже, где, собственно, не было даже разделения на породы. Фактически это был смотр всего имеющегося поголовья собак Франции. Было представлено 8 французских молоссоидов различного внешнего вида. В отчете об этой выставке можно прочитать:
"Относительно догов мы можем сказать очень мало. Из них только один был из крупных пород, а именно дог из Бордо, который заслуживает особого упоминания. Эти собаки представлены очень плохо. Отдельные особи были очень средними и не представляли единого четкого типа собачьей породы".
Тем не менее дог из Бордо, собака по кличке Мажент (вл. Радиге), получила первую премию и медаль из чистого золота значительной для того времени стоимости - 150 франков, которая была оплачена из средств города Парижа. Кобель был 70 см в холке, красно-серого окраса без маски. Дог из Бордо, по-французски Dogue de Bordeaux - такое название закрепилось за французским мастифом после этой выставки и привлекло внимание к породе.
Тридцать лет длились дискуссии об экстерьере бордоских догов. Разведением породы занимались непрофессионалы, но каждый владелец утверждал, что только его линия представляет настоящего бордоского дога. Хозяева нечистопородных бордоских догов активно принимали участие в выставках и не давали слова настоящим знатокам. Поэтому был признан тип, который являлся нечистокровным, ненастоящим типом этой породы. Им даже удалось ввести в заблуждение выдающегося кинолога Пьера Менье, который поверил в реальность подобного типа бордоских догов. Он даже стал считать красномасочных собак чистокровными, а черномасочных - метисами мастифов и мастифо-бастардов.
С 1863 по 1893 годы заводчики и судьи не могли прийти к единому мнению относительно стандарта этой породы. Разногласия касались размеров, телосложения, длины морды, цвета маски, наличия и важности перекуса, а так же окраса - писал доктор Пьер Маркар. Эти споры мешали выработке единого стандарта бордоского дога, поэтому порода так и не была официально зарегистрирована, к тому же в 1883 году некоторые заводчики прилили бордоскому догу кровь английского мастифа.
В течение 20 лет после первой выставки, а именно с 1863 по 1883 годы ни на одной выставке Франции не было слышно о бордоских догах. Лишь в 1883 году в Париже снова заговорили об этой породе в связи с тем, что на выставке был представлен кобель Батай, 67 см в холке. В 1884 году экспонировался его однопометник кобель Мариус, 74 см в холке. И хотя эти собаки были потомками одной бабки, знаменитой боевой собаки Мины, рост которой в холке составлял 76 см, они сильно отличались по экстерьеру, что заставляло предполагать прилитие к этой линии крови английского мастифа.
Следовательно, Менье все же был прав, считая, что на отдельных выставках конца прошлого века под названием "бордоский дог" появлялись плохие мастифы, за исключением собаки Лион, которая была выставлена в Париже в 1887 году и получила первую премию.
К счастью для породы оказалось, что в отдаленных уголках Франции сохранились отдельные чистокровные особи. Первые чрезвычайно типичные собаки Султанэ и Буффало были продемонстрированы на выставках в Париже, Риене и Спа заводчиком Эйлером. Появление их на выставках произвело переворот в представлениях Пьера Менье. В восторге он писал: "Это были ни мастифы, ни бульдоги, они стояли между этими породами".
Султанэ и Буффало поражали своей необычностью, резким отличием от других молоссообразных пород. Большое впечатление, которое эти собаки произвели на Пьера Менье, заставило его составить по ним первое описание бордоского дога. Описание предполагало высоту в холке 60 - 70 см, относительно большую голову с широким уплощенным лбом, сильно отвисшими губами, коротким и широким носом (имеется ввиду морда - прим. авторов). "Лицо" бордоского дога должно было быть морщинистым, а уши очень маленькими и тонкими. Бордоский дог должен был обладать мощной передней частью с широкой грудью и толстой шеей. Задние конечности были со слабо выраженными углами, часто с коровьим поставом. Окрас красный или желто-коричневый с предпочтением более темного. Шерсть короткая и густая.